Никольская церковь с. Ялмонт

Фотогалерея

Детали

1-0246 1-0255 1-0256 1-0244 1-0242 1-0239 1-0236 1-0229 1-0209 1-0276 1-0279 1-0275 1-0274 1-0273 1-0252

Интерьер

1-0294 1-0292 1-0289 1-0283 1-0280 1-0271 1-0266 1-0263 1-0260 1-0253 1-0245 1-0235 1-0307 1-0304 1-0302 1-0300 1-0297

Контактная информация

Принадлежность: Русская Православная церковь. Рязанская митрополия, Касимовская епархия. Клепиковское благочиние Адрес: Комиссия по строительству, реставрации и сохранению вещественных памятников церковно-исторического наследия Касимовской епархии. Рязанская обл., г.Касимов, ул. 50 лет СССР, д. 29. Е-mail: kas.econom@bk.ru

Краткая историческая справка

Церковь Николая Чудотворца — православный храм в бывшем селе Ялмонть (Ялмонт) (на территории нынешнего Клепиковского района Рязанской области). Находится на мысу между озером Святое, озером Дубовое и протокой реки Пры в озеро Шагара, возле деревни Дрошино, напротив деревень Ефремово и Подсвятье.В писцовых книгах Владимирского уезда 1637—1648 гг. упоминается погост в Ялманской кромине с двумя деревянными церквями Николы Чудотворца и Святой Мученицы Параскевы Пятницы. В XVIII веке у Никольской церкви упоминается Ильинский придел. В 1754 году Никольская церковь сгорела, а в 1756 году храм Николая Чудотворца с Ильинским приделом был вновь отстроен и освящен. В 1858—1862 годах была построена новая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы с приделом Иоана Предтечи. В 1863 году новая церковь была освящена. По данным 1890 года в состав прихода, кроме села, входили деревни: Князево, Воропино, Высоково, Высокорево, Казыкино, Дорофеево, Филелеево, Подсвятье, Горбушино, Филисово, Ханино, Ивановская, Евлево, Тюрвищи и Семеновская. В конце XIX — начале XX отстроена каменная церковь Николая Чудотворца с приделами Ильинским, Богородицерождественским, Собора Предтечи и Крещения Господня. Церковь закрыта не позже 1930-х.

Обратная связь

Информация о селе

Ялмонт, расположенный на реке Пре, на большой дороге, ведущей из Егорьевска в Касимов, был окружен двумя озерами – с севера Перцовым, а с юга – Бабьим, и в качестве погоста он упоминается в списке с писцовых Владимирских книг князя В.Крапоткина за 1637-1648 гг. Описан он так: «В Яльмульской кромине погост на реке на Пре, а на погосте церковь Николы Чудотворца да другая церковь святые муценицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы, древяны, клетцки, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение приходных людей, да на погосте-ждвор поп Иван Ондроников, двор поп ОнтонОндреев, двор поп Самойло Иванов, двор дьячок Куземко Иванов, двор пономарь Володька Исаев, двор просвирницаМаланьица Иванова дочь, да церковных бобылей: двор Ортюшка Евдокимов, двор Онтропко Михеев, двор… Ондреев, двор Левка Давыдов – питаютца от церкви Божии». В 1674 г. Ялмонт был отчислен с другими селениями от Рязанской епархии в Патриашую волость. Село Ялмонть съ принадлсжащимъ къ нему приходомъ находится на границс трехъ уездовъ: Касимовскаго—на востокъ, Рязанскаго — на юго-востокъ и своего Егорьевскаго—на западъ, разстояніемъ отъ онаго города верстахъ въ 75. Ныне оно принадлежитъ къ Рязанской епархіи или къ г. Рязани, разстояніемъ отъ оной около 85 верстъ на северъ, тогда какъ прежде, почти до конца прошлаго столетія, принадлежало къ Владимірской губерніи, Муромскому стану. Очемъ ясно упоминается въ принадлежавшихъ оному селу планахъ и межевыхъ книгахъ, выданныхъ и составленныхъ въ 1773 году іюля 11-го и августа 13 дня, а равно и въ храмозданныхъ грамотахъ, выданныхъ (1754 года іюля 7 дня и 1756 года апреля —дня) по благословевію Платона, Епископа Владимірскаго и Іяропольскаго. Когда оное село перечислено къ Рязанской епархіи, на это яснаго указанія нетъ. Только изъ надписи на сгоревшемъ плане церковной земли видно было, что въ 1794 году іюля 31 дня оно принадлежало уже къ Егорьевскому Земскому Нижнему Суду, следовательно, принадлежало къ Рязанской губерніи. Впрочемъ положительнымъ временемъ перечисленія надобно признать годы 1777-78, при Преосвященномъ Рязанскомъ Симоне. Каковое предположеніе заимствуется 1) изъ ,,Сборника сведеній о Рязанской епархіи" Архимандрита Макарія,- где на 23 странице сказано: ,,Северную границу Рязанской епархіи составляла Муромская область и оставалась въ веденіи Рязанскихъ и Муромскихъ святителей до 1778 года. 2) У священника I. Добролюбова въ „Описаніи церквей и монзстырей Рязанской епархіи" сказано: „При учреждепіи Рязан. Наместничества въ 1777 год., село Высокое отделено было отъ Коломенскаго уезда и возведено на степень уезднаго города, подъ именемъ Егорьевскаго". Къ этому времени и надобно отнести перечисленіе села Ялмонти. Отъ чего получило село Ялмонть свое названіе, и что означаетъ оное названіе, на это пока толкованія не имеется, равно какъ, и въ какое время оно получило начало своего существованія, неизвестно. По народному преданію, известно только то, что оное село принадлежитъ къ числу древнихъ селъ, следовательно, и названіе носитъ древнее. Некоторые названіе села производятъ отъ реки „Ялма", но это не доказывается действительностію, такъ какъ въ окружности онаго села о реке Ялме ни по планамъ, ни по межевымъ книгамъ не упоминается. Правда, около Погоста Дмитріевскаго и села Радушкина, говорятъ, есть река Ялма, но тогда скорее бы следовало къ нимъ отнести, а не къ селу Ялмонти, которая более находится, въ отдаленности отъ реки. Село Ялмонть находится, такъ сказать въ глухомъ месте, хотя и не вдали отъ бодьшой Егорьевско-Касимовской дороги, верстахъ въ трехъ, но дороги мало проезжей. До 1879 года летомъ чрезъ оное село никогда проезда не было, такъ какъ ни мостовъ, ни гати проездныхъ не было. Такое неудобное сообщеніе въ летнее время съ другими местностями зависело отъ большого стеченія воды, состоящей изъ озеръ, рекъ и болотъ, окружающихъ село съ трехъ сторонъ. Въ зимнее же время здесь пролегаетъ дорога трактовая по разнымъ направленіямъ. Местность села Ялмонти очень красива, преимущественно летомъ, въ недалекомъ разстояніи. Красивый храмъ на равнине, большое пространство воды въ озерахъ и рекахъ, острова съ сеннымъ покосомъ и не препятствующее взору малолесье и мелколесье все это придаетъ местности красивый видъ. Но красота местности мало соответствуетъ доброте и качеству земли. Земля здесь песчаная, болотистая, мало-способная къ плодородш, способоая более къ изверженію песчано-земляныхъ кочекъ со мхомъ. Впрочемъ, при хорошемъ хозяйстве и удобреніи земли навозомъ, землю вообще нельзя назвать безполезною: хлебъ на ней можетъ родиться всякій. Но изобилія хлеба никогда не бываетъ, такъ какъ земли подъ посевъ удобной очень мало. Окружено оное село: съ северной стороны озеромъ Перцевымъ чрезъ которое съ осени 1876—79 годовъ стараніемъ церков. стар., дер. Филисово крестьянина, Андрея Іонов. Шимонина. вол. старшины Михаила Ник. Корякина и некотор. членовъ причта, на средства прихожанъ и благотворителей устроены пять дерев. мостовъ, на тако-выхъ же сваяхъ, на протяженіи 150 саж. и 332 саж. земляной насыпной съ хворостомъ гати. Съ восточной стороны село омывается рекою Прою съ двумя ироливами, между коими находятся острова съ сеннымъ покосомъ разныхъ владельцевъ, въ томъ числе и священно-церковнослужителей; на югъ большимъ пространствомъ озера „Бабье", а съ западной стороны соединяется съ твердымъ материкомъ, опушеннымъ хвойнымъ лесомъ. Село Ялмонть съ принадлежащимъ ему приходомъ граничитъ: съ север. стороны: съ сыномъ Шеинымъ съ его деревнями: Погостищею и Лекою, селомъ Архангельскимъ съ его деревнями: Ефремовскою, Пышеньцею, Гореловскою и частію Воропина; съ западной — съ деревнями прихода села Радушкина: Югинымъ, Дубасовымъ и Селянинымъ; съ южной Горками, Абраховымъ и Марготинымъ прихода села Стружанъ; съ восточной деревнями: Жабіемъ, Ширяевымъ и местностію „Подсвятье" . Къ числу Ялмонти принадлежитъ деревни: 1, Горбушино, Дрошино тожъ съ 17 дворами, 2, Ханино съ 26 двор. 3, Тюрвищь съ 33 двор. 4, Князево съ 6 двор., 5, Ивановская съ 32 двор. 6, Евлево съ 15 двор. 7, Семеновская съ 17, 8, Филисова со 100 двор. 9, Казыкино съ 42 двор. 10, Болыпая часть Воропина, Андреевская тожъ съ 78 дв., 11, Выскорево съ 29 двор. 12, Высокая съ 26 двор. 13, Дорофеевская съ 26 двор. 14, Филелеевская съ 33 двор. и 15, Подсвятье, Касенино тожъ съ 4 дворами. Въ прежнее время къ оному еще принадлежали деревеи: Чисоша, Волово, Демино и Пышельцы, о коихъ упоминалось въ храмозданныхъ грамотахъ и метрическихъ книгахъ. Первая и вторая когда отчислены-неизвестно; Демино въ 1840 годахъ при священнике Іакове Бенедиктове, вследствіе недовольства имъ крестьянъ оной деревни, а последняя въ мае месяце 1875 года, вследствіе отказа Рязанск. Архіепископа Алексія въ возвращеиіи обратно перемещеннаго въ село Ушморъ священника Пав. Филатова и недоброжелательства оной дер. крестьянъ къ священнику В. Затишину Афонасія Котелева и Флора Карякина.Сколько известно, село Ялмонть издавна слыло и слыветъ однимъ наименованіемъ, впрочемъ гораздо менее, чемъ „Никола Старый" или просто „Никола", въ отличіе отъ другихъ селъ: Шеина, Архангельское и Телема, слывущихъ и нын, въ простонародіи, подъ общимъ наименованіемъ „Ялмонть", какъ выше сказано. По этому на спросъ и ответъ изъ „Ялмонти" всегда между спрашивающимъ и отвечающимъ возникаетъ вопросъ: изъ какой? Значитъ, селу Ялмонти другихъ наименованій не присвоено, и мненіе о составе сихъ селъ, показанныхъ въ одно, темъ подтверждается. Въ деревняхъ же есть некоторыя переименованія, такъ: деревня Воронино именовалась „Андреевская", Горбушино переименовано „Дрошино" или „тожъ", Касенино вместо "Подсвятье" тожъ, Князево, вместо „Мотавилино". Почему и когда последовано измененіе названій, остается пока неразъясненнымъ, только оне и ныне остаются въ своей силе. Село Ялмонть и принадлежащія къ нему деревни, сколько известно и заметно, издавна находятся на техъ же местахъ. Существуетъ народное преданіе, что после бывшаго въ 1754 году іюня 14 дня пожара церкви, считая оное село неудобпымъ для сообщенія прихожанъ, темъ более, что въ то время проездныхъ мостовъ и земляной гати не было, предполагали перенести или устроить въ роще, и ныне существующей на земле деревни Ефремовской, на противоположномъ берегу озера Перцева. Но угод. Божій св. Николай не избралъ оное, и его икона являлась трижды на прежде бывшемъ пепелище. Хотя на это доказательства нетъ, но народное преданіе положительно утверждаетъ. Это удостоверяютъ старожилы, слышавшіе отъ стариковъ. Расположеніе же какъ села, такъ и некотор. деревень изменилось, преимущественно после пожаровъ. Село располагалось около церкви съ трехъ сторонъ, исключая северной, которая занята была посевомъ хлебовъ. Въ 1825 годахъ и оная страна стала заселяться по причине стесненія въ дворахъ и усадьбахъ. Въ 1874 году домы священно-церковнослужителей были отстранены далее отъ церкви. Деревня Тюрьвищъ, после пожара іюля 3 дня, около 1875 года, вместо направленія на северо-востокъ, расположена съ запада на востокъ въ обе стороны, какъ было и прежде. Дорофеевская, после пожара 7-го сентября 1874 года, въ томъ же направленіи, расположена въ две стороны, одна противъ другой, вместо одной. Филисова, въ давнее время забытое, изъ разнообразныхъ, безпорядочныхъ улицъ, расположилась въ две прямыя противоположныя улицы, съ отводомъ третьей улицы въ боковую линію север ....

Персоналии

Священнослужители:
Иоанн Андроников - упомин. в 1637 году.
Антоний Андреев - упомин. в 1637 году.
Самуил Иоаннов - упомин. в 1637 году.
Михаил, Іаков, Лев - упоминаются в 1681 и 1693 годах.
Фаддей упоминается в 1693 г.
Поп Афанасий Григорьев подписал в Шестодневе по листам, при Императрице(?).
Артемий Афанасьев - уп. в 1745 годах.
Димитрий Афанасьев - уп. в 1745 годах.
Иерей Ив. Михаилов подписан по листам в Евангелии печат. 1754 года.
Иоанн Димитриев упом. в 1755, 56 и 73 г.
Кирилл Афанасьев упом. в 1762 году и 1773 г. (умер в 1813 г.)
Никита Артемьев — в рукоприкладстве в межев. книге 1773 год. август. 13 дня.
Петр упомин. в 1783 г.
Максим Васильев упом. в 1779 г. по 30 декабр. 1790 год.
Евфимий Максимов уп. в 1790 г. 1802 год.
Герасим Никитин уп. с 1792 г. — 1801 год.
Стефан Кириллов упом. с 1799 г. по 30 август. 1824 год., в котором показан умершим.
Андрей Евфимиев упом. с 1801 —16 г.
Иоанн Михаилов упом. с 1802 —10 год.
Павел Петров упом. с 1803 —13 г. О нем есть предание, что, он на Духов день с работником на местечко Орлово отправился дрань драть и, будучи захвачен бурею, утоп в озере Бабье. В копиях же митр. книг в 1813 году показан умершим от чахотки. Значит, предание неверно.

Симеон Феодоров уп. в 1811 г. выб. в 1824 год,

Иоанн Алексеев Высоков уп. с 26 октябр. 1813 до 22 ноябр. 1857 г.
Старожилы о нем относятся хорошо; был хром, имел приверженность к винопитию и черному слову.

Василий Иероф. Затишин, сын дьячка села С. Утешения; из низшего отделения Ряз. Сем. Рязан. Архиеп. Феофилактом взят был в Грузию, где был регентом при Архиер. хоре. По возвращении из Грузии, Ряз. Архиеп. Филаретом посвящен во диакона в с. Березово. 2 февр. 1825 г. рукоположен во священника в село Ялмонт. За примерно-честное житие и беспорочное служение награжден набедренником и скуфьею, трижды объявлено ему от Епархиал. начальства одобрение. Жизни был честной и степенной, имел хороший голос —полубас; говорил редко,— основательно, но слушать других не охотник; про старое говорил с охотою; детей не имел, жил не богато, но прилично. Умер в 1876 г. октября 29 дня, 79 лет, от кровяной мочи.

Иаков Григорьев Сапфиров уп. 6 октябр. 1826—35 год.; переведен ва село Радушкино.

Иаков Стефанов Бенедиктов уп. с 1835 — 42 г. О нем старожилы говорили, что он лишился рассудка, проповедовал кончину мира и пришествие антихриста. Прихожан обязывал знать известные молитвы, особенно при браках и при крещении младенцев. Вследствие сего, раздраженные кр-не дер. Демина в 1840 г. отчислились к селу Архангельскому. Переведен он в село Гостилово.Алексий Антониев Орлов упоминается 1842 – 1845 г.
Петр Алексиев Орлов рук. 21 ноября 1846 – по 19 окт. 1878 г.
Павел Петров Филатов упоминается с 10 марта 1857 – 1874 г.
Иоанн Васильев Зеленцов уп. с 22 ноября 1878 – 1885 г.
Тимофей Яковлевич Постников сост. с 24 ноябр. 1882 г.
Иоанн Алексеевич Чельцов сост. с 30 июля 1885 г.
Диакон Василий подписан по листам в Шестодневн, печат. пр. Императрице.(...?)

Диакон Никита Ив. бывший неизвестно когда. В метрич. книгах показан умершим в 1813 год. 68 лет.

Ив. Михаилов упомин. с 1792 по 1802 г. по метрикам.

Диакон Герасим Андреев упом. в 1805 г., умер в 1855 год. Он частно правил земством, т.е. был писарем по известным деревням, он жизни был невоздержной, характера твердого, под старость лишился рассудка, сдав место зятю Иоанну Постникову.

Диакон Алексей Герасимов Яблоков, сын диакона Герасима, в 1816 г. был определен в дьячки в г. Касимов к Вознесенской церкви, откуда в 1817 г. рукопол. во диакона на настоящее место; умер 73 л. от старости в 1868 г. апрел. 17 дня.

Дьячок Куземко Иванов - упомин. в 1637—1648 годах.

Пономарь Володька Исаев - упомин. в 1637—1648 годах.

"Дьячек Семен Иванов'' в книге молеб. пений в 1742 г. своею рукою подписал.

Дьячек Герасим Андреев, впоследствии диакон.

Пономарь Иван Акимов, поражен. параличом.

Дьячек Семен Ларионов Радугин.

Пономарь Максим Герасимов, лишен духов. звания за нетрезвую жизнь, по просьбе его жены, которая, под предлогом поучить, входила к Преосвящ. с жалобою на него; характера был кроткого, как говорили.

Дьячек Алексей Алексеев Бургов. Говорили, что его родственник, кажется, в г. Туле, при Преосвященном был служащим, по милости которого из дьячков переведен во диакона в Сибирь, где со временем был священник. и даже протоиереем.

Дьячек Алексей Ефимов в рукоприкладстве по метрик. значится с 1811 по 1838 год, сын священника Ефима Максимова, умер от болезни, в поле.

Дьячек Прокопий Яковлев Процеров, села С. Клепиков сын диакона, по рукоприклад. по метрик. в 1833 г. значился приуказным, роста - большого, характ. непостоянного, волосом черный, на чужую собственность падок.

Пономарь Маским Афиног. Процеров: был отличным переплетчиком книг, мастером золотых и серебрян. вещей, порядочным живописцем. Умер на должности в 1873 год. феврал. 24 дня, а посвящен в пономаря на настоящее место в 1841 году.

Исторические сведения о храме

Данная церковь во имя Св. и Чуд. Николая с приделом св. Прор. Илии устроена и освящена въ 1756 году. Из надписи, находившейся на крестах под престолами видно, что настоящ. Николаевская церковь освящена был 13, а придельная Ильинская 14 мая означенного года. Надпись гласила: „Освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа во храмъ Святаго Николая Архіепископа мироликискаго Чудотворца, при благочестиейшія самодержавнейшія великія Государыни Нашея Імиератрицы Елизявете Петровны всея Россіи і при наследнике Ея внуке Петра Перваго, благоверномъ Государе великомъ Князе Петре Феодоровиче, и при супруге Его благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексіевне и при благоверномъ Государе Великомъ Князеве Павле Петровиче Благословеніемъ же Святейшаго Правительствующаго Синода члена Преосвященнейшаго Платона Епископа Валадимірскаго и Яропольскаго; въ лето отъ сотворенія міра ...., отъ рождества же по плоти Бога Слова ... (1756) індикта, д месяца Майя и дня на память святыя мученицы Гликеріи". На другомъ таковомъ же кресте для Престола Свят. Пророка Иліи последияя надпись заменена: дi дня на память святаго мученика Ісидора. Кресты оные въ описываемое время были прибиты на стенахъ въ алтаряхъ, но не подъ престолами. 1858 года стены оной церкви оставались въ первобытномъ устройстве, но сколько известно и заметно было, оная церковь видъ свой, какъ внутри, такъ и снаружи, изменяла, такъ первоначально она устроена была одноэтажною; глава на ней была одна, крыша была тесовая по березовой скале, обита тесомъ, а не пиленымъ. Когда устроена колокольня одновременно ли или после, на это указанія не имеется, но судя по архитектуре, надобно полагать, что устройство ея относится къ такому же времени. Подробнее

Проезд: с. Ялмонть находилось на мысе, далеко выступающим в гладь озёр Святое и Шагара на северо-западе Рязанской области. Проезд с трассы Р105: при въезде в Рязанскую область со стороны Москвы поворот в лес на север. Указателей нет. Вначале грунт, затем грубая щебенка, в конце песок, итого 4км. Дорога новая, по старой через Ханино-Дрошино давно никто не ездит. Сезонные ограничения.

Список первоисточников

i. И.Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань. 1891 г. С.428.
ii. ГАРО.Ф.627.Оп.67.Д.392.Л.20-44
iii. И.Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань. 1891 г. С.428; ТРУАК. 1907 г. Т.ХХΙΙ.Вып.1.С.33
iv. И.Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань. 1891 г. С.428.
v. РЕВ№ 3 за 1890 г.
vi. ТРУАК. 1907 г. Т.ХХΙΙ.Вып.1.С.33
vii. ТРУАК. 1907 г. Т.ХХΙΙ.Вып.1.С.39
viii. РЕВ№ 4 за 1891 г. указано, что новое строение Терентия стоило 1000 рублей.
ix. РЕВ №24 от 1890 г.
x. ГАРО.Ф.627.Оп.240.Д.57.Л.518.
xi. ГАРО.Ф.Р.3944 Оп.1 Д.149 Л.4
xii. ГАРО.Ф.Р-3944. Оп.10.Д.4.Л.160-163.
xiii. ГАРО. Ф.Р.3944.Оп.10.Д.4.Л. 162.
xiv. ГАРО.Ф.Р-3251.Оп.9.Д.235.Л.64.
xv. Диакон М. Сервилин. «Труды Ряз. УАК. 1907г. т.XXII, вып.1.» под ред. С.Д. Яхонтова/ Рязань, 1908 г.

Комментарии закрыты